"Модернизм и постмодернизм".

 

 

Здравствуйте, Алексей!

1) Что такое <Большой Модерн> - гуманистический проект развития?

2) Каким образом ГКЧП, КПРФ, олигархи и <катакомбная культура> могли бы его реализовать?


Заранее спасибо.
С уважением,
А.В.

 

 

Модерн (modernity) или модернизм – этап развития человечества. Обычно считают, что он возник на излете Средних веков, в 15 – 16 вв. Главный признак модернизма - культ Прогресса, постоянного и неуклонного движения к лучшему. Культ Прогресса, в свою очередь, есть трансформированная (и несколько искаженная)  идея христианства. Поэтому иногда корни Большого Модерна усматривают в «осевом времени» и деятельности ветхозаветных пророков (а затем и в ранних христианстве и исламе). Тогда произошла попытка замены циклического времени истории на линейное.

Исходя из данной идеи, материя движется по пути постоянного усложнения: неорганическая химия, органические молекулы. Затем жизнь: одноклеточные, беспозвоночные, рыбы, амфибии, рептилии. Звери, приматы, человек. Это миропонимание как нельзя лучше иллюстрируют филогенетическое древо животного мира и «спираль времени», со все более убыстряющимся темпом развития.

Далее ступени человеческого общества: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая. После капитализма наступает социализм (как первая фаза коммунизма). Или (если не любите коммунистов) - либеральное, «открытое» общество («либерте, эгалите, фратерните»). На либерализме-то цивилизация и споткнулась.

Сейчас много пишут о том, что значительная часть мировых элит приступила к свертыванию модерна где-то с шестидесятых годов прошлого столетия.

«Первые «знаки на стене» появились в 1968 г. Это были мировые студенческие волнения. Затем последовал отказ США от бреттон-вудских соглашений и девальвация доллара, а вслед за этим — нефтяной кризис, мировая инфляция, быстро обернувшаяся стагфляцией. В 1979 г. произошла хомейнистская революция, приведшая к власти в Иране исламских фундаменталистов. В том же году фундаменталисты, но уже рыночные, пришли к власти в Великобритании, на следующий год — в США. В 1982–1983 гг. разразился долговой кризис. В 1986 г. обвалилась нью-йоркская биржа, 19 октября 1987 г. рухнул Уолл стрит (индекс Доу-Джонса упал на 508 пунктов — рекордное падение за один день). В 1989 г. по Восточной Европе прокатились антикоммунистические революции, а в 1991 г. рухнул «исторический коммунизм» и распался СССР, то есть провалился марксистский прогрессистский проект Модерна. Противники коммунизма и СССР поспешно объявили это победой либерализма — полной и окончательной (и в этом смысле «концом истории»). На самом деле это был двойной подлог — как по линии «конца истории», так и по линии либерализма. (Думаю, правы те, кто считает, что так называемый «неолиберализм» имеет минимальное отношение к либерализму. На самом деле это неоконсерватизм, «правый радикализм», отрицающий реальный либерализм и его ценности.)

ХХ век завершился крушением обоих прогрессистских проектов Модерна — марксистского и либерального, обеих форм универсалистской геокультуры Просвещения, по которому (я согласен с Дж. Грэем) впору справлять поминки». (Андрей Фурсов Операция «Прогресс».)

Теоретически, история с ГКЧП чрезвычайно напоминает ситуацию в Китае на площади Тяньанмынь. Там тоже был аналог Горбачева – «реформатор» Ху Яобан (генеральный секретарь Коммунистической партии Китая), и соответствующие уличные беспорядки. Было и китайское ГКЧП – основной костяк коммунистических верхов.

Если бы победили реформаторы, китайцев, весьма вероятно ожидала бы судьба СССР – распад, экономический кризис и пр. А так они решили проблемы роста (на данном этапе), существенно повысили уровень жизни и еще ближе подошли к рангу мировой сверхдержавы.

Могло ли реализовать данный проект ГКЧП, сохранив марксистскую версию Большого Модерна в СССР? Шансов на это было немного, вследствие более низкого качества советских элит. Правда, члены ГКЧП в моральном отношении выгодно отличаются от своего победителя тем, что не стали стрелять в людей. Впрочем, возможно, причина тому «банановые силовики» J.

Дальше имелась возможность реализации либеральной версии Модерна. Теоретически ее выразителями являлись пресловутые олигархи, как наиболее технологически продвинутые и обладающие большими ресурсами субъекты рынка. Однако, по справедливому замечанию Кургиняна, они модернизировались сами, демодернизировав при этом страну. И даже светлый образ Михаила Ходорковского в последнее время как-то померк.

КПРФ, позиционирующая себя как наследница «красного проекта» давно продемонстрировала свою неадекватность.

Вот и возникло понятие «катакомбной культуры» (наподобие первых христиан) под которой Сергей Кургинян подразумевает новые структуры, возможно сетевые, возникающие в процессе радикальной переконфигурации современного российского (и мирового) общества.

 

Алексей Фанталов.

 

История иллирийцев.

Меню

 

Hosted by uCoz