"Модернизм и постмодернизм".
Здравствуйте, Алексей!
1) Что такое <Большой Модерн> - гуманистический проект развития?
2) Каким образом ГКЧП, КПРФ, олигархи и <катакомбная культура> могли бы
его реализовать?
Заранее спасибо.
С уважением,
А.В.
Модерн (modernity) или модернизм – этап развития человечества. Обычно считают, что он возник на излете Средних веков, в 15 – 16 вв. Главный признак модернизма - культ Прогресса, постоянного и неуклонного движения к лучшему. Культ Прогресса, в свою очередь, есть трансформированная (и несколько искаженная) идея христианства. Поэтому иногда корни Большого Модерна усматривают в «осевом времени» и деятельности ветхозаветных пророков (а затем и в ранних христианстве и исламе). Тогда произошла попытка замены циклического времени истории на линейное.
Исходя из данной идеи, материя движется по пути постоянного усложнения: неорганическая химия, органические молекулы. Затем жизнь: одноклеточные, беспозвоночные, рыбы, амфибии, рептилии. Звери, приматы, человек. Это миропонимание как нельзя лучше иллюстрируют филогенетическое древо животного мира и «спираль времени», со все более убыстряющимся темпом развития.
Далее ступени человеческого общества:
первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая. После
капитализма наступает социализм (как первая фаза коммунизма). Или (если не
любите коммунистов) - либеральное, «открытое» общество («либерте, эгалите,
фратерните»). На либерализме-то цивилизация и споткнулась.
Сейчас много пишут о том, что значительная часть
мировых элит приступила к свертыванию модерна где-то с шестидесятых годов
прошлого столетия.
«Первые «знаки на стене» появились в 1968 г. Это были мировые студенческие волнения. Затем последовал отказ США от бреттон-вудских соглашений и девальвация доллара, а вслед за этим — нефтяной кризис, мировая инфляция, быстро обернувшаяся стагфляцией. В 1979 г. произошла хомейнистская революция, приведшая к власти в Иране исламских фундаменталистов. В том же году фундаменталисты, но уже рыночные, пришли к власти в Великобритании, на следующий год — в США. В 1982–1983 гг. разразился долговой кризис. В 1986 г. обвалилась нью-йоркская биржа, 19 октября 1987 г. рухнул Уолл стрит (индекс Доу-Джонса упал на 508 пунктов — рекордное падение за один день). В 1989 г. по Восточной Европе прокатились антикоммунистические революции, а в 1991 г. рухнул «исторический коммунизм» и распался СССР, то есть провалился марксистский прогрессистский проект Модерна. Противники коммунизма и СССР поспешно объявили это победой либерализма — полной и окончательной (и в этом смысле «концом истории»). На самом деле это был двойной подлог — как по линии «конца истории», так и по линии либерализма. (Думаю, правы те, кто считает, что так называемый «неолиберализм» имеет минимальное отношение к либерализму. На самом деле это неоконсерватизм, «правый радикализм», отрицающий реальный либерализм и его ценности.)
ХХ век
завершился крушением обоих прогрессистских проектов Модерна — марксистского и либерального,
обеих форм универсалистской геокультуры Просвещения, по которому (я согласен с
Дж. Грэем) впору справлять поминки». (Андрей Фурсов Операция «Прогресс».)
Теоретически, история с ГКЧП чрезвычайно
напоминает ситуацию в Китае на площади Тяньанмынь. Там тоже был аналог
Горбачева – «реформатор» Ху Яобан (генеральный секретарь Коммунистической
партии Китая), и соответствующие уличные беспорядки. Было и китайское ГКЧП –
основной костяк коммунистических верхов.
Если бы победили реформаторы, китайцев, весьма
вероятно ожидала бы судьба СССР – распад, экономический кризис и пр. А так они
решили проблемы роста (на данном этапе), существенно повысили уровень жизни и
еще ближе подошли к рангу мировой сверхдержавы.
Могло ли реализовать данный проект ГКЧП, сохранив
марксистскую версию Большого Модерна в СССР? Шансов на это было немного,
вследствие более низкого качества советских элит. Правда, члены ГКЧП в
моральном отношении выгодно отличаются от своего победителя тем, что не стали
стрелять в людей. Впрочем, возможно, причина тому «банановые
силовики» J.
Дальше имелась возможность реализации либеральной
версии Модерна. Теоретически ее выразителями являлись пресловутые олигархи, как
наиболее технологически продвинутые и обладающие большими ресурсами субъекты
рынка. Однако, по справедливому замечанию Кургиняна, они модернизировались
сами, демодернизировав при этом страну. И даже светлый образ Михаила
Ходорковского в последнее время как-то померк.
КПРФ, позиционирующая себя как наследница «красного проекта»
давно продемонстрировала свою неадекватность.
Вот и возникло понятие «катакомбной культуры» (наподобие
первых христиан) под которой Сергей Кургинян подразумевает новые структуры,
возможно сетевые, возникающие в процессе радикальной переконфигурации современного
российского (и мирового) общества.
Алексей Фанталов.