Иллирийцы.
Протоиллирийцы появляются на Балканах с 13 – 12 вв. до н. э. Они участвовали в перемещениях варварских племен Европы в эту эпоху. В период Гальштата праиллирийцы занимали обширные территории в Центральной и Южной Европе. В конце 6 века до н. э. закончилось формирование Иллирии и она вышла на историческую арену. Происходит выделение аристократии, от времени господства которой остались богато украшенные могилы. Культурное влияние кельтов было слабым, за исключением Центральной Европы, которую те завоевали. На восточном побережье Адриатики сильнее ощущалось греко-этрусское воздействие. Иллирийцы проявляли уважение к таким святилищам Греции, как Феры в Фессалии, Додонский оракул в Эпире и др. В 4 в. до н. э. В Далмации (нынешний Дубровник – Хорватия) образовалось Иллирийское царство. В союзе с Фракией и Афинами оно вело борьбу против агрессии Филиппа Македонского и сумело сохранить независимость. В 3 в. до н.э. иллирийцы, воспользовавшись междоусобными войнами эллинистических государств и резким ослаблением Эпира, наступившем после гибели Пирра, начали натиск к юго-востоку. Они располагали значительным флотом. Иллирийцы заняли большую часть Эпира, однако их успехи внушили опасение Риму. Римляне разбили иллирийские войска и оккупировали адриатическое побережье. Могущество Иллирии оказалось эфемерным. Полное присоединение страны к Риму было достигнуто к 23 г. до н. э. Но пик славы иллирийцев был впереди. Несмотря на романизацию, они сохраняли определенное самосознание внутри империи. В 3 в. н. э., во время великих смут иллирийцы утвердили на римском престоле серию императоров, получивших название ”иллирийских”. Наиболее известным их представителем был Диоклетиан. В это время в Иллирии утвердился митраизм, исчезнувшая ныне мировая религия иранского происхождения (причины успеха митраизма, возможно, кроются в сходстве между ним и древней иллирийской мифологии). Идеология иллирийских императоров оказалась в конфликте с убеждениями христиан, а так как и те и другие представляли единственные активные группы в условиях гибнущей империи (германцы все же внешняя сила), то борьба была жестокой. Поскольку костяк римской армии комплектовался из иллирийцев, то они гибли в обстановке непрекращающихся гражданских войн и переворотов. Этнос надорвал силы и утратил свое значение (Гумилев, 1993, 438 – 443).
Положение с сохранностью иллирийской мифологии еще хуже, чем с фракийской. Текстов нет, а изобразительное искусство достаточно бедно (возможно, оно развивалось в дереве). Однако интерес представляют проявления митраизма, расцветшего в Иллирии в римскую эпоху, в которых, видимо, отразился и автохтоный мифологический пласт.
(Фанталов Алексей)
КУЛЬТУРА ВАРВАРСКОЙ ЕВРОПЫ: ТИПОЛОГИЯ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ
Специальность 24.00.01 - теория и история культуры
Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии