"Турецкий гамбит".

 

Человек имеет право смотреть качественное красивое кино (как в Америке). Не все же лицезреть перестроечную чернуху в стиле Соловьева (забытые фильмы прежнего председателя Союза кинематографистов типа «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви» - это прямо-таки дыры, через которые Ничто заглядывает в наш мир).

Поэтому, российская киноиндустрия дает ответ на веление времени. Руководящий принцип нового кинематографа: «сделайте нам красиво». Когда-то его осуждали как мещанство, но в последние десять лет в крупных городах России созданы анклавы потребительской цивилизации и мещанство возведено в культ.

При этом отличительная особенность новорусского кино – «обращение к корням», преимущественно – ко времени конца девятнадцатого, начала двадцатого веков. Тогда верхи общества в России были интегрированы в европейскую элиту и пользовались всеми мыслимыми благами комфорта. Внутри же страны они сохраняли замечательные сословные привилегии, в то время как нижние сословия подвергались разнообразным унижениям (например – телесным наказаниям).

Вообще, номенклатурные верхи (по иронии судьбы вышедшие именно из «низших чинов») у нас обожают фильмы «про старую российскую жизнь». Это сродни чувствам товарища Шарикова, поименовавшим себя «Полиграф Полиграфович» (очень непростой «граф»).

 Помнится, еще Сталин ввел офицерские звания, гимназии, раздельное обучение, передники для школьниц и пр. Если так дело пойдет и дальше, чиновники будут ходить в вицмундирах, а там, глядишь – и до крепостного права недалече.

Итак, фильм «Турецкий гамбит». Режиссер - Джаник Файзиев (известный по "Старым песням о главном 2"). Сценарий «Бориса Акунина» (Григорий Чхартишвили). Продюсер – Константин Эрнст.

«Гамбит» рассказывает о новых приключениях Эраста Фандорина на русско-турецкой войне 1877 года.

Это была одна из длинной череды русско-турецких войн, которая, как обычно, начиная с послепетровской эпохи закончилась победой России. После нее образовалось новое государство – Болгария, Румыния, Сербия и Черногория получили серьезные территориальные приращения. Россия также получила часть Армении, еще остававшуюся у турок. Было два мирных договора – Сан-Стефанский и Берлинский. В ходе последнего, российские достижения подверглись изрядной ревизии под давлением Англии (при обманчивом нейтралитете Германии и некоторой поддержке России со стороны США).

Предполагается, что такие фильмы пробудят у населения «чувство патриотизма, гордости за державу». И враг нашелся подходящий и посильный – турки (отсюда и до «лиц кавказской национальности» совсем близко).

Правда, фильм отличается политкорректностью (чтобы не обидеть космическое начальство и общечеловеческих боссов). Что-то вскользь говорится о происках Англии, но и те объясняются коварством турецких спецслужб.

Совсем как в туманных заявлениях наших современных руководящих деятелей по поводу «международного терроризма». Конечно, как же ты будешь поименно называть правительства стран, в банках которых лежат твои деньги и в чьих элитных колледжах учатся твои дети?

Досталось, правда, румынам. Так им и надо, раз вступили в НАТО!

Но раз уж в наш фильм замешался Фандорин (фамилия, видимо, происходит от журналиста Фандора из французского «Фантомаса»), политика и баталии оттеснены на периферию элементами боевика, и детективным сюжетом.

«Турецкий гамбит» сделан красиво, причем чувствуется сильнейшее влияние «Сибирского цирюльника (даже в мелочах – например, кадр с машиной). Хотя и невозможно тягаться с бюджетом последнего в 40 000 000 у. Все же студия «ТРИТЭ» Михалкова («Товарищество, творчество, труд»). Качественная пленка, сочный цвет, хорошее искусство кинооператоров, спецэффекты.

На эффект бьет уже первый кадр фильма. Море шикарных подсолнухов, синее южное небо и на фоне – турки (в ярких синих мундирах и красных фесках) добивают бегущих русских солдат. Правда, стрельба начинается как-то слишком быстро и зритель не успевает прочувствовать трагический контраст.

Увы, актерская игра в фильме довольно посредственна. Здесь мы наблюдаем интересную инверсию по отношению к советскому кинематографу. Во времена СССР создавались иногда очень хорошие фильмы. Но массовый уровень был довольно-таки сер, вследствие бюрократической цензуры, старавшейся запретить все сколько-нибудь оригинальное (не всегда ей это удавалось). Однако даже в массовом кино актеры играли весьма прилично.

В обновленной же России снимаются фильмы с интересным сценарием (иначе не будут смотреть – рынок). А вот уровень игры резко упал. Не говоря уж о том, что из фильма в фильм, из сериала в сериал кочует одна и та же тусовка раскрученных актеров. И халтурит изрядно.

Певцов в роли гусара выглядят комично (ему гораздо более пристали образы «успешных россиян» эпохи позднего Ельцина).

И так же неорганично Гоша Куценко и Александр Лыков смотрятся в роли башибузуков.

Два слова об актрисах. Русские девушки по своим внешним данным никак не хуже американок. Но сравнение современных голливудских актрис с российскими явно выходит не в пользу последних. Очень уж заурядна  их красота, (соответствуют вкусам новорусских меценатов?).

И что характерно – фильм смотришь абсолютно без волнения. Даже в мелодраме «Сибирский цирюльник» (со множеством фальшивых нот) я переживал за героев. В «гамбите» – нет.

 

Алексей Фанталов.

 

Евразия – возможные перспективы.

Меню

 

Hosted by uCoz