"Сражения со скифами и фракийцами".
Сражение со скифами.
В Игре, конечно,
чувствуется, что за внешне отличными национальными войсками зачастую стоят одни
те же юниты. Например, скифы очень напоминают
фракийцев даже по структуре войска. И у тех и у других катапульты, легкая
конница, мобилизованные крестьяне. Конечно, некоторая доля сходства между этими
народами в реальности имелась, но откуда у скифов катапульты? И что это за крестьяне
– никогда не читал, чтобы кочевники скифы сгоняли на войну подвластные им
оседлые народы.
Ну ладно, я командовал
римской армией (никогда не сражавшейся со скифами в реале). Между мной и
кочевниками находилась бурная и холодная река (дело
происходило зимой).
Скифы попытались
форсировать реку, но, холодная водица пришлась им не по вкусу, и они бросились
к мосту.
Интересно, что кочевники
имели четыре катапульты против двух моих(!)
Право занять мост я по-джентльменски
предоставил скифам (тем более что среди них имелись «аристократки» - конные лучницы).
Кочевники, пешие и конные добежав до моего берега,
наткнулись на пехотные группы триариев-копейщиков. Не
имея возможности ступить на берег, враги сгрудились на узком мостике. Их
беспощадно били с моего правого фланга лучники и с фронта бомбили катапульты.
Наконец, смешавшиеся скифы дрогнули и побежали назад, преследуемые свежей
римской кавалерией. Их катапультисты бросили свои
позиции еще задолго до этого. «Безоговорочная победа».
Занятно, что последними
из противников на поле боя оставались «амазонки», ловко уворачивавшиеся
от моих всадников.
Македоняне против
фракийцев.
Такие столкновения могли
иметь место быть, ибо Фракия являлась северным соседом Македонии. Дело было
зимой.
Посчитав фракийцев слабым
противником, и переоценив мощь фаланги, я расставил лохи (отдельные отряды)
слишком далеко друг от друга. В результате, когда тяжелые, но подвижные группы
вражеских пехотинцев (фалксмены – вооружены грозными
секирами, а бастарны – очень воинственное племя, пришедшее
откуда-то с севера) атаковали македонян, они смогли охватывать лохи с фронта и
флангов. Копейщики, сильные на расстоянии копья, проигрывали в тесной
рукопашной. Поражение.
Во второй раз я исправил
это упущение. Теперь фалангиты выступали единым фронтом,
тесня фракийцев. Конница прикрывала мои фланги. В решающий момент, тяжелые
македонские кавалеристы, опрокинув легкую кавалерию противника, зашли ему в
тыл, и порубили лучников и пельтастов. А заодно, и
побежавших от фалангитов тяжелых пехотинцев. Героическая
победа.
Между прочим, на бастарнов, как союзников против Рима, чрезвычайно
рассчитывал последний македонский царь – Персей. Но, увы.
Карфагеняне против
римлян.
Сражение происходило в
Северной Африке и, по своим особенностям воспроизводило битву при Заме/Нарраггаре (202 г.до н.э.), когда
римский полководец Сципион разбил армию Ганнибала.
Здесь представилась возможность переписать историю.
На этот раз Ганнибал имел
мощную фалангу, немного слонов, и кавалерию (не очень сильную). В реальной
истории он отдал приказ своим всадникам увести превосходящую римскую конницу с
поля боя, дабы мощная карфагенская пехота без помех разгромила римлян.
Ганнибал растянул фаланги
(прикрытые с краев легкими пехотинцами, а с фронта – слонами), дабы охватить
римскую пехоту. Но и Сципион растянул свои
легионы во фронт. Исход битвы решила
римская конница, неожиданно вернувшаяся с победой.
Поэтому, я, не мудрствуя
лукаво, предпочел стандартное размещение: в центре фаланги, с краев – конницу и
слонов.
Не выдержав страшного
удара фаланг, римляне попятились. Тем временем, слоны разогнали римскую
кавалерию и, вместе с карфагенскими всадниками зашли Сципиону
в тыл, рубя бегущих. Безоговорочная победа.
Впрочем, вероятно, в
реальности у Ганнибала было просто мало слонов для расстановки на флангах.
Македоняне против кельтов
и римлян.
На большущей поляне
выстроились македонские фаланги, с конницей и лучниками по краям, и пельтастами впереди. С кем придется биться, заранее было не
известно (особенность «быстрого сражения»).
Внезапно
слева из леска повалили конные толпы кельтов (оранжевый кабан на зеленом фоне
стяга», а справа – колонны римлян с красными щитами (и красными же орлами на
стягах).
Смущенный этим
двусторонним нападением, я замешкался, и не успел отвести кавалерию с левого
фланга назад. Принимать бой со значительно превосходящей кельтской конницей
было рискованно, но отступать поздно, и я ударил тяжелыми кавалеристами по
легким кельтским всадникам, надеясь успеть увернуться от бывших еще далеко
тяжеловооруженных конников врага.
Не все удалось, однако и
часть кавалерийских отрядов я потерял. Это при том, что фалангам нужны мобильные группы как воздух –
без них они могут стать жертвой легких стрелковых соединений, уничтожающих фалангитов с дистанции (да и фланги прикрывать необходимо).
Дальше, впрочем, дело
пошло недурно. Мои кавалеристы притворной атакой заманивали кельтские (и
подоспевшие римские) конные части на копья фаланги, где те и истреблялись.
Подошедшие римские когорты также разбились о лес македонских копий и в
беспорядке отхлынули, преследуемые кавалерией и легкими соединениями
македонской армии (союзными иллирийцами).
Внезапно наш правый фланг
попал под обстрел. Оказалось, что на дальнем краю поляны римляне установили
свои скорпионы - баллисты (похожие на сверхмощные механизированные арбалеты), и
бьют из них железными болтами.
Пришлось македонской
кавалерии, преследовавшей бегущих римлян, завернуть к скорпионам и прирубить
обслугу.
Героическая победа.
Играя против машины
(точнее, программы) опытный игрок имеет существенное преимущество. Дело в том,
что программа имеет определенный алгоритм ведения боя (конечно, с определенными
вариациями). Но в процессе игры она начинает подстраиваться под действия
игрока, то есть «играет черными». Поэтому, опытный игрок может обмануть
программу, строя планы на несколько ходов вперед.
Пример из жизни. Японцы,
которых сравнивают (несправедливо) с «живыми компьютерами», очень умело
реагировали на все изгибы западной научно-технической мысли и достигли
потрясающих успехов. Но «путь догоняющего развития» никогда не сделает тебя
первым. И Америка ловко подставила Страну восходящего солнца, направив ее по
ложной дороге.
Правда, в игре компьютер
имеет то преимущество, что (в отличие от игрока) может видеть одновременно все
события на поле боя.
Алексей Фанталов.
Меню