Скифо-сарматы.

Скифы и сарматы принадлежат к ираноязычной ветви индоевропейских народов. Иранские племена долгое время сохраняли культурное единство. Но в начале 1 тыс. до н. э. их мир потрясла огненная проповедь Заратуштры. Те, кто принял ее, отринув языческих богов, стали историческими иранцами. Те, кто сохранили старую веру, (это были в основном кочевники), получили прозвище туранцев. Хотя позже многие боги были реабилитированы, единство оказалось потерянным навсегда.

Время появления собственно скифов – не позднее 8 в. до н. э. Они вытеснили из Причерноморья киммерийцев и по их следам предприняли несколько вторжений в Переднюю Азию. Скифы уничтожили Урартское царство, разгромили Фригию и были побеждены лишь мидийским царем Киаксаром, да и то при помощи хитрости. Они проникали также в Центральную Европу и Поволжье. То была героическая эпоха скифов, время так называемого “первого царства”.

В конце 6 в. до н. э. персидский царь Дарий 1 совершил большое нашествие в их земли, которое закончилось полным провалом. После победы, в Причерноморье возникло государство скифов – “второе царство”, называемое временем “золотой осени”. 4 в. до н. э. – период правления царя Атея был эпохой наивысшего культурного подьема. В 339 г. до н. э. Атей был разбит войсками Филиппа Македонского и погиб, а его царство распалось.

В 3 в. до н. э. возникает менее обширное государство скифов с центром в Крыму – “третье царство”. Его экономической основой был вывоз хлеба в греческие полисы. Это образование сильно страдало от нашествий сарматов, а в 3 в. н. э. его окончательно уничтожили готы. В эпоху Великого переселения народов остатки скифов растворились среди множества племен.

По образу жизни скифы разделялись на оседлые и кочевые племена. Последние пользовались наибольшим престижем и назывались “царскими”. Их правителей захоранивали в больших курганах, в сопровождении убитых животных и великолепных предметов декоративно- прикладного искусства.

Во времена Геродота к востоку от Дона жили уже не скифы а сарматы. Согласно легенде, переданной Геродотом, они произошли от амазонок, вступивших в брак со скифскими юношами. Это сказание отражает высокое положение женщин у сарматов. Несмотря на явное родство данных народов, сарматы всегда обнаруживали вражебность по отношению к скифам, и им принадлежит решающая роль в разгроме последних.

Сарматские племена создали тяжеловооруженную кавалерию, способную успешно противостоять македонской фаланге и римским легионам. При помощи сарматоязычных парнов, парфянам удалось возродить Иран. Постепенно, среди сарматских народов выделились аланы и “стянули все близкие племена под свое родовое имя” (ко 2 в. н. э.). Сарматы стали называться аланами. Они добили скифов и не раз опустошали пограничные области Римской империи и Сасанидского Ирана. Аланы (их федерация простиралась от Дуная до Арала) находились в союзе с готами Германариха, но в конце 4 в. н. э. гунны разгромили и тех и других. Часть аланских племен ушла на далекий Запад и вместе с вандалами создала на территории Иберии, а потом Северной Африки варварское королевство, погибшее в 6 в. н. э. под мечами византийской армии Велизария. Другая укрепилась на Северном Кавказе, построив множество каменных замков. Временами они подпадали под власть могучих соседей – гуннов, савиров (угров), хазар, монголов, но всегда сохраняли национально-культурное единство. В середине 6 в. н. э. аланы приняли христианство от Византии и с тех пор традиционно ориентировались на православный мир. В 19 в. н. э. их потомки – осетины вошли в состав России.

Здесь надо сказать и о последней волне ираноязычных кочевников - аварах, пришедших с низовьев Сырдарьи. Авары образовали обширное государство с центром на территории современной Венгрии. Они были врагами Византии и союзниками сасанидского Ирана. Их дипломаты вели искусную политическую игру. Среди аваров были замечательные златокузнецы, создававшие прекрасные произведения искусства (например, кольцо из Штробьен). С конца 7 в. н. э. могущество Аварского каганата падает из-за непрекращающихся восстаний славян. Окончательно держава туранцев в сердце Европы была сокрушена Карлом Великим. Остатки аваров вошли в состав венгров (угров), пришедших в междуречье Дуная и Тисы в конце 9 века н. э.

Сохранность скифо-сарматской мифологии интересным образом напоминает кельтскую и германо-скандинавскую. Применительно к скифам мы можем говорить о богатейшем изобразительном искусстве. Оно нашло отражение как в великолепных изделиях из металла: элементов конской упряжи, например, фаларов (круглых блях), оружия, сосудов для питья; так и в каменных антропоморфных изваяниях – "скифских идолах". Сармато-аланы же, а точнее, их потомки осетины, создали замечательный эпос – так называемые "Сказания о нартах", в котором активно фигурируют мифологические персонажи. Нартовский эпос осетин был заимствован большинством и соседей и записан в многочисленых вариантах учеными 19 столетия.

(Фанталов Алексей)

КУЛЬТУРА ВАРВАРСКОЙ ЕВРОПЫ: ТИПОЛОГИЯ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ

Специальность 24.00.01 - теория и история культуры

Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии

Мифология фрако-дакийцев.

Меню

 

 

Hosted by uCoz