Романы Умберто Эко.
Умберто
Эко, медиевист (специалист по Средневековью), воспринимается как один из
"гуру" западных либеральных интеллектуалов. В
четырех своих романах он показал богатство и сложность Западной цивилизации,
драму ее идей, и то, как эти идеи прорастают в наше время.
"Имя
розы" - книга, которая сделала автора знаменитым. Что обеспечило ее успех?
Занимательная детективная форма с одной стороны, и серьезное культурфилософское содержание - с другой. Прямо по Сомерсету Моэму: "Позвольте снобу спуститься на землю
без ущерба для его самолюбия - и он для вас все на свете сделает".
Вначале
предполагалось иное название - "Монастырь преступлений", но, видимо,
политкорректность взяла свое. Действие происходит в одном монастыре
в Северной Италии, в начале 14 века. Это время Данте, переломное время в
истории Европы, начало Ренессанса.
Монастырь
обладает редчайшей библиотекой и является важным центром переписывания книг.
Вдруг там начинают происходить загадочные убийства.
Для расследования оных из Англии приглашен некий Вильгельм Баскервильский,
бывший инквизитор (не разделяющий, впрочем, инквизиторскую мораль). Этот
вымышленный персонаж, является как бы воплощением английского индуктивного
метода, а его логика во многом списана с рассуждений средневекового мыслителя
Уильяма Оккама (цитатность очень характерна для стиля
Эко, и всей культуры постмодернизма). Повествование ведется от лица ученика и
помощника Вильгельма, этакого средневекового
"доктора Ватсона".
По
ходу романа ставится множество вопросов, так или иначе волновавших Европу и мир
в последующие века. Главный из них, пожалуй - свобода распространения
информации. Весьма актуально, не правда ли, в свете постоянных призывов со
стороны мирового истэблишмента (от бывших директоров ЦРУ до некоторых
российских министров и градоначальников) «поставить Интернет под контроль»?
Другая
проблема, поднимаемая Эко - столкновение сил "порядка" и революции.
Средневековье, как известно, было наполнено революционными движениями в
религиозно-утопической оболочке. Лет за двадцать до описываемых событий в
Северной Италии прогремело восстание Дольчино,
пропагандировавшее "всеобщую свободу" личности (от имущества,
властных авторитетов, семейных уз). Оно было жестоко подавлено, но многими
нитями было связано с эпохой. Не зря же папа обвинял монахов францисканцев,
ратовавших за церковную бедность, в дольчинизме.
Эко,
как типичный либерал-эволюционист, отрицает
революционные эксцессы и даже намекает, что гонители и гонимые сходны в своей
нетерпимости. Но все же, гонимые для него симпатичные ("либералы"
новейшей формации уже безоговорочно встают на сторону имущих). Тем не менее,
выразителем авторской позиции становится Вильгельм Баскервильский,
старающийся пройти между Сциллой деспотии и Харибдой анархии.
В «Маятник Фуко»,
втором, и более слабом, нежели «Имя розы» произведении, Эко говорит об истории
тайных обществ и орденах Европы – гностиках, павликианах,
тамплиерах, розенкрейцерах, масонах, теософах и пр. Это весьма
популярная тема. Гейдар Джамаль много говорит о «сверхэлите», под которой он понимает аристократические семейства Европы,
сумевшие перейти в новую капиталистическую эпоху, сохранив свои связи и
огромное влияние. В сущности, представление о могущественных тайных силах
уходит корнями в христианско-гностическую концепцию «князей мира сего» (по гречески – «архонтов»), неких
могущественных существ, враждебных Богу и человеку и управляющих миром до
Страшного суда. В Новом Завете речь идет о духовной войне верующего «не против
крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей
тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Эфес. 6. 12).
Действие «Маятника» происходит в
шестидесятые-семидесятые годы двадцатого столетия. Несколько молодых людей,
работающих в издательстве, бьются над
раскрытием (точнее - придумыванием) "секрета тамплиеров"
(параллельно, Эко рассказывает о секретах издателей и их умении выколотить
лишние деньги из авторов, публикующихся за собственный счет). Естественно, по
ходу дела, мы постоянно погружаемся в эпохи прошлого.
Все
эти тайные ордена в романе стремятся отыскать некий утерянный "План",
дарующий власть над миром. Пафос же Умберто Эко в том, что не существует такого
Плана, что великая тайна жизни выше и сложнее всяческих планов. Парадокс,
однако, в том, что последнее умозаключение выглядит в романе несколько
дежурным, а тайные общества довольно убедительны. Типичная двусмысленность постмодернистского
писателя.
Ну
и сами "сумасшедшие шестидесятые" были весьма двусмысленным временем.
Многие из тех, кто проповедовал абсолютную свободу и "перманентную
революцию", затем успешно вошли в истеблишмент, объявив "цели
достигнутыми". Революция заменена шарлатанским психоанализом. Свобода же
теперь понимается как ничем не ограниченное потребление и гедонизм (и в России
также - на ум сразу приходит «нонконформизм» Макаревича «до перестройки» и его
нескончаемый «смак» после).
Некий
кумир шестидесятых на Западе, призывавший к тотальной борьбе с поколением
отцов, ныне декларирует, что для него существуют только три вещи: секс. Деньги
и здоровый образ жизни (очевидно, для успешного секса). И об этом пишет Эко,
видимо сохранив какую-то верность идеалам молодости.
"Остров накануне" - последний
и наименее удачный роман писателя. Он густейшим образом нашпигован цитатами из
сочинений средневековых мыслителей, замаскированных под авторский текст -
постмодернистская игра. Действие происходит в середине семнадцатого века, сперва при обороне французами города Казале
от натиска испанцев и имперцев, далее - в Париже
эпохи Мазарини, и, наконец - на корабле где-то у
берегов еще не открытой Австралии.
Становится
понятно, почему именно на Западе возникла такая замечательная штука, как
компьютер. Он основан на принципах комбинаторики. Это сейчас мы, по большому
счету используем компьютер как средство связи, пишущую машинку да телевизор.
Главная же его функция - вычисление и комбинирование.
Первую
известную в историю "логическую машину", основанную на принципах
комбинаторики, создал монах Луллий в 12 веке. Эко
почему-то не вспоминает об этом. Зато он рассказывает нам в "Остров Накануне" о некоем иезуите 17 века, создавшим нечто
подобное. Машина, естественно, запускалась вручную и представляла сочетание
ящичков. Валиков, карточек, на которых нанесены были
наименования всяческих в мире вещей и эпитетов к ним. Между собой они могли
образовывать огромное количество сочетаний, и, таким образом, создавались
разнообразные словесные конструкции. Законное детище Западной цивилизации.
В
«Острове» главный герой послан на розыск некоей географической точки в южном
полушарии, где должна проходить граница между «сегодня» и «завтра». Там он
встречает своего вымышленного двойника (всю жизнь преследовавшего героя в его
воображении) и погибает.
О
последнем романе Умберто Эко «Баудолино» мы
поговорим в другой раз.
Алексей Фанталов.
Экспансия и цикличность. Китай, мусульманский мир, Запад.